Нганасаны

Умер последний великий шаман, культура древнего народа на грани вымирания. Последние из нганасан отправились в Долину мертвых, чтобы просить духов прошлого о помощи

Среди малых народов России есть те, что не поддались влиянию времени и соседей и сохранили свой уклад и культуру. Их быт за тысячи лет практически не изменился, сохранились древние верования, традиции и язык. Из-за обособленного образа жизни о них мало что известно. «Моя Планета» решила составить свою Красную книгу народов России, чья культура уже завтра может исчезнуть.

В то время когда первые земледельцы Древнего Шумера и Египта осваивали богатые берега Нила, междуречье Тигра и Евфрата, на противоположном конце земли охотники на дикого оленя шли за стадами все дальше и дальше на север, пока не добрались до отрогов неизвестного плато — плато Путорана.

В глубине полуострова охотники увидели несметные стада оленей. Поэтому они назвали этот край «таа мирэ», то есть «земля оленьих троп». Таймыр — самый северный полуостров России, где нашли свой дом древние шаманы — предки нганасан.

Последним великим шаманом был Демниме из рода Нгамтусо. Он стал легендой уже при жизни. Его боготворили и боялись. На этих кадрах, снятых почти 40 лет назад, камлает сам шаман Демниме. Даже во времена советской власти страждущие стекались в его чум и день и ночь…

Считалось, что выжить без шамана на Севере невозможно. Именно он лечил болезни. Предупреждал о грядущих бедах. Видел прошлое и указывал места для удачной охоты. Вызывал дождь и останавливал пургу. Великий шаман Демниме из рода Нгамтусо ушел, не оставив преемника…

Последние из нганасан

Евдокия Демнимеевна

Евдокия Демнимеевна

Из прямых потомков великого шамана сегодня в живых осталась лишь его дочь — Евдокия Демнимеевна. В народе говорят: дочь шамана, будучи слепой, видит больше зрячего.

Племянница Светлана приехала на выходные проведать престарелую тетушку. Вместо привычных расспросов о том, как дела, запели друг другу кейнгэйрся. Так издревле нганасаны приветствовали друг друга, соревнуясь в песенных импровизациях.

Нганасаны всегда были народом малочисленным. В XIX веке всего около 1000 человек называли себя нганасанами, и эта цифра не менялась долгие годы. За последние 30 лет число нганасан сократилось на треть. Столько же лет на Таймыре не возводятся чумы, не рождаются великие шаманы. Представители народа считают: пришло время отправиться в Долину мертвых — древнее кладбище и там молиться о возрождения династии Нгамтусо — хранителей своего народа.

— Народ наш от пяти предков-шаманов произошел. Самый древний — род Нгамтусо, потомки первого шамана нганасан. Хотарэ его звали. Как птицу священную — гагару. По легенде, она достала со дна океана кусочек земли да пару травинок и на воду их бросила. Из комка той грязи суша выросла. На ней люди появились, от них народы пошли, — рассказывает Евдокия Демнимеевна.

Виктор Костеркин

Виктор Костеркин

Виктор — единственный наследник древнего шаманского рода Нгамтусо по мужской линии… Когда он был мальчиком, на него возлагали большие надежды. Но по стопам прадедов он не пошел. Последний из мужчин Нгамтусо выбрал путь охотника…

Сегодня среди нганасан лишь около 100 человек сохранили полуоседлый образ жизни — в основном это семьи охотников. Они живут в местах, которые отделяют от цивилизации тысячи непроходимых километров. Живут так, как их учили отцы и деды.

Все тяготы быта с нганасанским охотником Виктором разделяет жена — скромная хозяйка, живущая заботами мужа.

Продажа пушнины — основной заработок Виктора. Каждое утро он обходит силки и капканы, которые расставляет вечером. Один на один с дикой природой. Жизнь охотника на Таймыре — постоянный риск. Недавно в капкан Виктора попался опасный зверь…

Виктор считает, что могущественные духи не прогневались на то, что он стал не шаманом, а охотником. Уверен — сильного шамана из него бы не получилось… Чтобы вступить на путь «избранного» и стать шаманом — недостаточно быть из рода Нгамтусо. Нужен особый дар — слышать песни духов авамской тундры.

Вплоть до начала XX века нганасаны жили в чумах или полуземлянках. Но с приходом советской власти кочевой образ жизни признали пережитком прошлого. Говорить на родном языке запретили, для новоиспеченных советских граждан построили современные поселки. Детей отправили в детские сады и школы.

Лидия

Лидия

Лидия — внучка шамана Демниме тоже не пошла по стопам предков. Она видела свое призвание в другом — сохранить родной язык.

С приходом советской власти у аборигенов Таймыра началась новая эпоха. За считаные десятилетия нганасаны совершили скачок из первобытного общества в мир развитого социализма. А затем в 90-х шагнули в строй капиталистический. На этом фоне знания предков катастрофически обесценились. И прежде всего — язык.

В 1929 году нганасанским в совершенстве владело все коренное население — 867 человек. По переписи 2002 года его признали родным уже меньше половины нганасан — 406 из 840 человек.

Бабушка Ладалю

Бабушка Ладалю

Самая старая жительница поселка Усть-Авам — бабушка Ладалю — тоже представительница шаманского рода Нгамтусо. Она единственная, кто до сих пор хранит возле дома погребальные нарты. Бабушка Ладалю не боится смерти, потому что верит, что ее дух-помощник обеспечит благополучную перекочевку в потусторонний мир.

Род Нгамтусо прославился своими шаманами по всему Таймыру в еще в XIX веке. Самыми сильными считались: дед Евдокии Демнимеевны — Дюходэ и ее отец — Демниме. Мужчин-шаманов почитали как защитников всего рода. Без их помощи не обходился никто, в том числе и бабушка Ладалю.

Бабушка Ладалю, как и ее предки-шаманы, считает — граница между этим миром и потусторонним очень тонкая. От злых духов она защищается при помощи амулетов и одежды, расшитой узорами-оберегами.

Раньше нганасанская женщина носила более 15 кг металла, железа — так, чтобы амулеты гремели, отпугивали злых духов. Женщины всегда выступали в роли хранительниц старины, передавали детям секреты рукоделия, пересказывали сказки и предания предков.

Шаманское кладбище

Все великие шаманы давно покоятся в Долине мертвых. Именно туда, где обитают духи предков, с просьбой послать нового великого шамана нганасанам решили отправиться женщины из рода Нгамтусо — дочь бабушки Ладалю Дизар и учительница Лидия. Никто прежде не шел на такой риск — обычно живые обходят эти места стороной.

Здесь среди покосившихся деревьев с голыми ветвями стоят погребальные чумы шаманов, сложенные из лиственницы — священного для нганасан дерева. Здесь же хоронили детей прямо на деревьях: считалось, что после смерти невинная душа превращается в птицу и ей будет проще улететь с ветвей дерева — сразу в Верхний мир.

Совпадение это или нет, но после посещения Долины мертвых погода резко ухудшилась. Все уверены, это плохой знак: недовольны духи, что живые посетили Долину мертвых. Посовещавшись между собой, жители села решили собрать обрядовый чум в связи с надвигающейся пургой.

Через несколько часов в чуме собираются все ведающие люди — ими оказались лишь женщины. Последние из рода Нгамтусо. Камлание начинается.

Это можно назвать лишь совпадением, но прямо на глазах погода начала улучшаться. Пурга обошла эти места стороной. Женщины уверены: духи предков услышали их священные напевы и простили Дизар и Лидию.

То, что сегодня силой песни восстановилась погода, для женщин — добрый знак. Значит, духи предков-шаманов не покинули берега ледяного Авама. И есть надежда, что сбудется мечта народа и здесь вновь родится великий шаман из рода Нгамтусо.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-37998 от 28 октября 2009г. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт www.moya-planeta.ru.