Профессия: бортпроводник

Сколько колец может носить стюардесса, с каким ростом берут в бортпроводники и как не перепутать рис
с картофельным пюре

Александр Коневич

Александр Коневич, ведущий программы «Опыты дилетанта» на канале «Наука 2.0», решил освоить профессию бортпроводника и узнал, сколько секунд отводится на эвакуацию пассажиров из горящего самолета, где у стюарда не должно быть родимых пятен и какой должна быть сила ваших рук, чтобы вас взяли на эту работу.

Их профессия считается одной из самых романтических. Безупречная внешность, изящная униформа и уникальная возможность — приехав утром на работу, вечером оказаться в другом городе, в абсолютно незнакомой стране или вовсе на противоположном конце земли. Для бортпроводников все это рабочие будни, за которыми пассажирам не видна другая, малоизвестная сторона профессии. Колоссальные нагрузки, ненормированный рабочий день, ответственность за безопасность пассажиров. Сегодняшние бортпроводники — это не официанты на борту самолета, а профессиональные спасатели, которых специально обучают и постоянно тренируют.

Профессия бортпроводника до сих пор остается одной из самых желанных. Но чтобы получить направление в учебно-тренировочный центр для авиаперсонала, одного желания мало. Требования к претендентам — почти как к кандидатам в космонавты.

Претендентам в бортпроводники нужно пройти медицинскую комиссию из 18 врачей. Сначала психолог — после собеседования с ним из 1000 кандидатов 150 отправляются искать другую работу. Психологические тесты разработаны специально для людей, чья профессия связана с экстремальными ситуациями. Проанализировав результаты, врач определяет, подходит ли человек для такой работы. Сможет ли он сохранить спокойствие и успокоить пассажиров, когда самолет, допустим, попал в зону турбулентности?

После определения психологической пригодности врачи проверяют физические способности будущего бортпроводника.

Измеряют даже силу рук с помощью динамометра: минимальный показатель для мужчин — 30 кг.

К росту бортпроводников тоже есть определенные требования — согласно авиационным правилам и мужчины, и женщины не должны быть ниже 160 и выше 190 см. Хотя сейчас современные лайнеры стали больших размеров, и на работу иногда берут людей ростом 195 см. Избыточный вес — повод отказать кандидату. Как и излишняя худоба. За внешним видом будущих сотрудников в авиакомпаниях следят строго: на видимых частях тела не должно быть татуировок и шрамов, на лице — родимых пятен. Обращают внимание на тембр голоса и речь — никаких дефектов. Тщательно проверяют зрение с использованием цветового теста, как у водителей. Проводят диагностику обонятельных способностей и слуха. Тестируют вестибулярный аппарат — точно так же, как у летчиков и космонавтов. Бортпроводникам достаточно продержаться полторы минуты. Обычно неприятные ощущения появляются после 40 секунд.

Медицинская комиссия — это первый шаг для кандидата в бортпроводники. Самое сложное только начинается. Теперь кандидата ждут три месяца занятий в школе для бортпроводников: каждый день, с утра до вечера, в учебных классах и на специальных тренажерах. Все для того, чтобы подняться в небо уже не в качестве пассажира.

В России существует несколько школ, где готовят бортпроводников. Все занятия по аварийно-спасательной подготовке — это смоделированные экстремальные ситуации. Все упражнения разработаны на основе реальных событий. Сценарии постоянно меняются. Занятия построены в форме ролевых игр. Так учатся и новички, и действующие бортпроводники, которые каждый год проходят переподготовку.

В правом двигателе пожар. Это значит, что предстоит аварийная посадка. Первая задача бортпроводников — сообщить об этом пассажирам, при этом сделать все так, чтобы не поднять паники. Самолет приземлится через считаные минуты. Бортпроводникам необходимо раздать всему салону мокрую ткань, чтобы никто не задохнулся, и самим успеть пристегнуться, при этом не прекращая проводить инструктаж пассажиров на двух языках — русском и английском.

На тренажере можно задать различные ситуации, как за бортом, так и внутри салона: сымитировать пожар или отключить автоматическое открытие дверей. При реальной аварии может произойти что угодно и бортпроводники не должны растеряться. На эвакуацию всех пассажиров по международным авиационным правилам отводится ровно 90 секунд. Согласно расчетам эти полторы минуты самые безопасные — самолет не взорвется. И не утонет, если сел на воду. Бортпроводники всегда покидают самолет последними. Быстро осматривают салон, проверяют, успели ли эвакуироваться пилоты, и только потом выходят сами.

«В марте 2007 года, рейс Москва — Нью-Йорк, ребенок 11 месяцев потерял сознание, у него отсутствовал пульс, проведены реанимационные мероприятия» — так начинается занятие по медицинской подготовке. Если пассажиру стало плохо, а в самолете нет врача, бортпроводники должны оказать ему первую помощь. Для обучения используют тренажер «Гоша» — манекен оборудован различными датчиками и индикатором правильности выполненных действий. Если мы допустим ошибку — к примеру, условно сломаем ребро тренажеру во время непрямого массажа сердца, загорится красная лампочка.

Тренажер «Тушение реального огня». Здесь Александра Коневича научат справляться с пожаром. Необходимо специальное оборудование — в данном случае мы используем очки и огнеупорные перчатки… Пожалуй, это самое опасное занятие из всех, которые пока были у Александра. «Тут реально страшно. Перчатки пахнут дымом», — говорит он.

Преподаватель внимательно следит за каждым действием своих учеников. Если студент допустил ошибку, пламя не погаснет. Главная цель этих занятий — победить не огонь, а собственный страх перед ним.

Больше всего внимания во время обучения уделено, конечно, умениям действовать в экстремальных ситуациях. Но во время полета эти навыки, к счастью, бывают нужны крайне редко, и вот уже много лет основная задача бортпроводников — делать все возможное, чтобы пассажирам на борту авиалайнера было комфортно.

В школе бортпроводников учат правильно подавать еду и напитки, сервировать тележку, обслуживать пассажиров эконом- и бизнес-класса. На кухне показывают, где разогреть горячие блюда, что и куда положить и как не перепутать рис с картофельным пюре.

Девушкам преподаватель подскажет, какие украшения лучше носить и что колец на руке должно быть не больше двух.

Девушкам преподаватель подскажет, какие украшения лучше носить и что колец на руке должно быть не больше двух. Учат даже, как правильно стоять и ходить по салону. Улыбка для бортпроводников — практически профессиональная обязанность.

Сдав все зачеты и экзамены, выпускники школы получают направление на первые стажерские полеты. Чтобы стать полноценным членом экипажа, нужно провести в воздухе не меньше 30 часов. И вот эти первые полеты, по сути, и есть самый настоящий экзамен для каждого выпускника.

Экипаж приезжает в аэропорт за два часа до вылета. В терминале у авиаперсонала свой корпус — людей без униформы здесь не встретишь. Подготовка к рейсу начинается с брифинга — это что-то вроде планерки перед вылетом. Здесь все члены экипажа знакомятся, если раньше вместе не летали, и распределяют обязанности. Александр летит в Санкт-Петербург. За час до взлета экипаж поднимается в самолет — у бортпроводников свой, служебный вход.

В первом рейсе стажер помогает одному из опытных бортпроводников. Самостоятельно делать почти ничего не приходится, главное — смотреть и учиться. Все начинается с проверки самолета по чек-листу — это специальная инструкция, список того, что необходимо сделать.

Подготовка к полету — одна большая проверка. Бортпроводникам нужно не только посмотреть все аварийно-спасательные средства, но и проверить, в порядке ли ремни безопасности у пассажиров. И если есть неисправности, сразу доложить старшему бортпроводнику. А еще нужно успеть заварить чай и приготовить напитки для бизнес-класса. В это время первые пассажиры уже заходят в самолет. Их нужно встретить, обязательно с улыбкой, сосчитать, запомнить, где сидят пассажиры с детьми, помочь разместить ручную кладь и постараться успокоить тех, кто боится летать.

Бортпроводников справедливо называют лицом авиакомпании. Их работа всегда на виду. Работа, в которой кроме романтики есть еще и частая смена часовых поясов и климатических зон, перепады температуры и давления, постоянное эмоциональное напряжение и огромный груз ответственности за безопасность десятков, а иногда и сотен людей. Но несмотря на все трудности, немногие бортпроводники согласятся поменять профессию. Самое сложное для них — это возвращаться с небес на землю.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-37998 от 28 октября 2009г. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт www.moya-planeta.ru.