Боливия

«Моя Планета» знакомится с таинственными избранниками
духов — людьми силы по всему миру. В этот раз мы расскажем о том, как изгоняет злого духа колдун хампири Карлос Прадо

Этих людей очень мало. Они были и будут всегда. Они живут на разных континентах, поклоняются разным богам. Но все они обладают силой, которой нет объяснения. Наш проект о таинственных избранниках духов — людях силы.

Смотрите премьеру в эфире «Моей Планеты» с 20 сентября

Боливия… В Андах на высоте 4000 м расположено одно из самых знаменитых озер мира — Титикака. К его южному берегу примыкает один из древнейших городов Нового Света — Тиуанако. Такое же название получила и вся южноамериканская цивилизация, которая зародилась здесь еще до нашей эры. Древней и славной культура Тиуанако считалась уже во времена инков. Прежние обитатели города были искусными строителями, они воздвигали стены, подгоняя камни так, что между ними до сих пор невозможно просунуть и лезвие ножа. Кроме того, они изобрели удивительное акустическое приспособление, полностью повторяющее лабиринт человеческого уха, с помощью которого действительно можно услышать шепот на расстоянии до полутора километров.

Загадочный старинный город только кажется мертвым памятником ушедшей цивилизации. Вы обидите местных жителей, если скажете, что Тиуанако — это руины. Тайпикала — это священное место. Тут регулярно проводятся традиционные церемонии. И хотя научная общественность без энтузиазма относится к обрядам на археологическом памятнике, по особым праздникам здесь собираются амауты — знающие люди, мудрецы, высшая каста среди андских избранников духов. А в обычные дни, если есть необходимость, обряд совершается за стенами.

После того как президентом страны был избран индеец Эво Моралес, сохранение этих древних ритуалов стало государственной задачей, причем впервые после долгих лет пренебрежения ценностями коренных народов. Потомки европейских переселенцев на протяжении веков не считали индейское население равноправным, не заботились о доступности для него благ цивилизации. Как ни парадоксально, именно это и позволило коренным народам сохранить древние знания, помогавшие выживать в этом регионе на протяжении многих столетий.

Земля доньи Форты Мендес — небольшой надел, принадлежавший нескольким поколениям ее семьи из индейского племени аймара. Крестьянка обычно неплохо сама справляется со своим хозяйством, но этот год принес большую беду, редчайшее явление в этих краях, — град, выпавший две недели назад, похоже, оставит ее без главных продуктов на столе. Пострадали традиционные культуры — маис и картофель.

Ахауи ньянка (то есть злой дух) завладел телом донны Форте и подорвал здоровье. Физически и душевно ей очень тяжело. Каждый день ее мучает чувство безысходности и подавленности. Мы бы привычно назвали это состояние словом «депрессия». Для коренных жителей Анд всегда было и продолжает оставаться естественным обращаться в таких случаях не к психологам и фармацевтам, а к целителям.

Да и зачем донье Форте дипломированный врач-горожанин, если всего в 10 км живет известный колдун — хампири Карлос Прадо, человек из ее народа аймара. Человек силы.

Карлос Прадо

Карлос получил множество целительских навыков от своих родителей, хотя не сразу понял, что именно ему суждено стать наследником дара своей матери. Он рано ушел из дома, много путешествовал по стране, пока не оказался в амазонском племени ашанинка. И тамошний колдун заставил молодого человека пройти обряд посвящения, чтобы тот принял новые знания и начал наконец-то следовать пути избранного, предопределенному еще при рождении.

— Прирожденный целитель отмечен в первую очередь уже при родах. Родами его матери. Он должен появиться на свет вперед ногами. Я тоже так родился. Но это только начало. Потом неожиданно на своем пути начинаешь постигать секреты и силу природы. Поэтому если у человека есть предназначение стать целителем, он использует свои внутренние ресурсы, данные ему от рождения, и знания о силах природы, которые он получает со временем. Нельзя сказать, что целитель лечит только своей силой. Я думаю, что это сочетание силы человека и знаний. Побывав у доньи Форты и поговорив с ней, целитель обдумывает план лечения.

Практически у всех народов есть свои обряды, направленные на нормализацию душевного состояния человека. У индейцев аймара эта церемония носит название «пичара».

«Пичара» означает гармонизацию или очищение. Очищение в том смысле, что тело страдает от плохого духа, то есть находится в угнетенном состоянии по причине каких-то проблем. И это может произойти с любым человеком.

Считается, что здоровье человека зависит от равновесия между состоянием тела и души. И церемония «пичара» призвана восстановить этот баланс через воздействие на все пять органов чувств.

Для каждого человека целебная смесь изготавливается индивидуально. Ради доньи Форты Карлосу предстоит совершить целое путешествие в соседний департамент — Ла-Пас, где брухас — местные ведьмы или колдуньи — всегда славились умением заготавливать секретные зелья. Но сначала целитель отправляется высоко в горы за редким деревом.

Эта скала в провинции Чапаре считается уака, то есть священным местом. Местные жители полагают, что подниматься на нее позволено лишь колдунам и целителям, простому смертному там делать нечего. Впрочем, даже избраннику духов необходимо предупредить покровителей о своих намерениях.

Ни одно мало-мальски серьезное дело не обходится без обращения к Пачамаме — духу праматери земли. Карлос совершает обряд, в котором просит Пачамаму не гневаться за то, что забирает дерево, и объясняет, с какой целью его будет использовать. Сгорая, его щепки дадут густой тяжелый дым, открывающий человека для общения с иным миром. Но большую часть ствола целитель превратит в лекарства от многих разных недугов, как это делали его предки, бережно передавая знания из поколения в поколение. Своим дыханием Карлос передает через священные листья послание духу. Их же оставляет в качестве своеобразной платы этому месту за срубленное растение.

В тишине и спокойствии изумрудной зелени трудно поверить, что уже наутро хампири ожидает огромный и шумный город.


Ла-Пас — крупнейший город Боливии, фактическая столица страны. В самом центре современного, суматошного города расположился знаменитый Рынок ведьм. Это целая улица магазинчиков, где продаются амулеты, растительные сборы, пузырьки с зельями, ритуальные фигурки, курительные смеси, ароматические смолы… Сюда непременно заглядывают любопытствующие туристы, и их интерес ушлые торговцы снадобьями удовлетворяют с легкостью и без особых затей. Приворот, отворот, вот эти капли — для денег, а те — от сглаза. Этим сводить мозоли, а тем — морщины. Рядом порошок от вражеских происков, он же сгодится и от метеоризма. Самые популярные у туристов средства — конечно, от мужского бессилия и облысения. Словом, витрины Рынка ведьм практически повторяют рекламные блоки телевизионного прайм-тайма.

Но настоящего целителя-хампири эти заманчивые этикетки, разумеется, не привлекают. Дон Карлос приходит к рекомендованной торговке. Она из народа аймара, а сам целитель — кечуа, и при кажущемся сходстве между этими народами есть много отличий. Пользуясь случаем, Карлос Прадо уточняет для себя особенности работы колдуньи.

Столом тут называется определенный набор растений, амулетов и продуктов для жертвоприношения. Его состав варьируется в зависимости от целей ритуала. Фигурки слеплены из сахара, крахмала или муки и яичного белка. На них делают оттиски или рисуют то, о чем просят Пачамаму или духов предков. Все это, по традиции, должно быть разложено на белом квадрате. Однако Карлосу стандартный набор не подойдет. Для доньи Форты нужно собрать очень сложный стол, в который входит суйито — так называют высушенный зародыш ламы или викуньи. Этот непременный, хотя и недешевый, элемент серьезного жертвоприношения отчасти знаком нам по европейским сказкам, где ведьмы добавляют в котел сушеных мышей и жаб. В таком виде до наших дней дошли древнейшие верования о животных-посредниках между миром живых и мертвых.

Самые древние мумии в мире появились именно в Андском регионе. Понятно, что сейчас никто не будет мумифицировать своих умерших родственников, в наши дни мумифицируют неродившихся лам. Оказывается, у лам часто случаются выкидыши и рынки переполнены сушеными трупиками всех размеров и на все вкусы.

Донья Паулина немного похожа на искусную кулинарку, когда с гордостью перечисляет, что еще входит в состав любовно собранного ею стола для жертвоприношения.

К ламе непременно полагаются две ритуальные сигары. На стол идет и копал — ископаемая смола с дурманящим ароматом, ее в Америке всегда сжигали во время священных церемоний, ладан, неочищенный рис, овес, белые, цветные нитки и даже сусальное золото, символ богатства. Для Анд, известных своими золотыми месторождениями, эти лепестки — не самый дорогой компонент.

Добавив еще и мумию поросенка — для удачи в делах, оба специалиста по общению с духами складывают все компоненты белого (или, иначе, сладкого) стола — на него идет много сахара и сладостей. Магические артефакты, разложенные колдуньей собственноручно, обретают еще большее могущество от ее заговора.


Еще одно обязательное дело перед священным ритуалом — посещение древнего места силы под Ла-Пас, Лунной долины. Ветер, дожди и вулканические выбросы много тысячелетий назад начали создавать неземной пейзаж. По преданию индейцев аймара, здесь обитают ачачила — мужские духи предков. Они вернулись из мира мертвых на землю, чтобы защищать и беречь людей. Там, где мир духов столь же реален, сколь и человеческий, неудивительны рассказы индейцев, будто они слышат и видят тут ачачила — седобородых старцев в национальной одежде. Как бы то ни было, здесь даже самых далеких от мистицизма людей охватывает необъяснимое чувство умиротворения и прилива сил.

Однако хампири не был бы самим собой, если бы не использовал эту поездку не только для общения с духами, но и для сбора трав. На этих склонах укоренилось множество нужных дону Карлосу растений. Некоторые настолько редки, что целитель не может поверить в свою удачу. Хампири готов к завтрашнему трудному дню…

Утром, будто врач перед выездом, Карлос привычно укладывает все приобретения в докторский саквояж, в данном случае — ункунью, ритуальный платок из шерсти альпаки. Хоть составляющих и много, целитель собирается очень быстро, не забывая при этом о том, что традиция важнее комфорта.

Добравшись до дома доньи Форты, страдающей от непреходящего уныния, дон Карлос не мешкая приступает к подготовке обряда. Женщина должна самостоятельно обратиться за помощью к Пачамаме, матери-земле. Считается, что только священные листья могут принять дыхание человека, открыть душу для контакта с невидимыми силами и сделать ее доступной влиянию хампири. Дон Карлос начинает церемонию очищения.

Дым и курения объединяют в этот момент целителя, донью Форту и загадочный мир духов, создавая уникальное пространство, в котором происходит лечение.

У индейцев кечуа понятие духа ахауи относится не только к внешним силам. У каждого человека есть еще и свой собственный дух. Неизвестно, в какой части тела он обитает, но, поскольку общаются с ним тоже посредством дымов и запахов, хампири полностью окуривает пациента.

Целитель постоянно контролирует состояние доньи Форты, задавая вопросы. Это несколько напоминает сеанс гипноза, когда гипнотизер оценивает степень погруженности подопечного в транс. Эффект от вдыхания веществ, выделяющихся с горением, — легкий и непродолжительный. Поэтому хампири регулирует силу этого воздействия.

Сейчас донья Форта полностью расслаблена и едва реагирует на слова Карлоса. Значит, и плохой дух — ахауи ньянка, который завладел ее телом и подорвал здоровье, потерял силу. Его можно просто вытряхнуть, заодно как следует очистив легкие. Этот прием резкого глубокого выдоха широко используется в популярных дыхательных практиках. Массаж головы и коррекция шейного отдела позвоночника также хорошо знакомы нам как способ улучшить мозговое кровообращение.

Донья Форта быстро приходит в себя. Шерстяные нити закрывают женщину от внешних воздействий. Ее внутреннее состояние приведено в равновесие, но она пока слишком слаба, чтобы его сохранить. Узлы будут оберегать ее в ближайшие дни.

Финал церемонии заключается во вдыхании порошка из коры дерева йурума. Он подарит пожилой женщине чувство легкости в голове, а затем скорый и крепкий сон. Но только в том случае, если организм воспримет лекарство. Чихание свидетельствует о том, что добрый дух принят, а порошок будет работать.

В работе целителя-хампири трудно разделить вполне объяснимую физиологию и явления сверхъестественного порядка. Здесь уверены в одном: чтобы помогать людям — когда травами, когда внушением, — нужно быть избранным человеком. Человеком силы.

Донье Форте уже хочется остаться одной, похоже, что ее страхи отступили. Сам целитель, однако, не слишком доверяет спокойствию, наступившему у его пациентки. Он назначает ей повторную встречу, чтобы завершить обряд. Его озабоченность вызвал так и не догоревший костер с жертвенным столом.

Есть в церемонии еще одна деталь — самая сокровенная и важная. Нечто, что достается колдуну по наследству и скрыто от посторонних глаз. Но сегодня дон Карлос решается приоткрыть эту тайну.

— В андской культуре большое значение имеет узел, который есть у каждого целителя. Узел — это ткань, в которую завязываются некоторые инструменты, нужные для лечения. Этот узел должен достаться по наследству. Это сокровенное, то, что никому нельзя ни брать, ни использовать. Можете посмотреть, но прикасаться нельзя, понимаешь? Вот главное — громовые стрелы. Это могут быть метеориты, упавшие на землю с небес. У них много энергии. Они очень тяжелые, очень тяжелые. И очень важен их цвет. Вот этот камень, не знаю, видно в этом свете или нет, — красноватого оттенка. Этот — черного цвета. Черный — это мужской камень. Красный — женский.

Сам Карлос получил эти метеориты от отца, а тот — от своего дяди. Дяде же, по семейному преданию, камни были посланы прямо с неба. Они упали, когда тот вывихнул ногу в горах, и сняли боль, позволив ему дойти до дома.

Своеобразная приемная целителя полна склянок с высушенными растениями, настойками, порошками различного состава и назначения. И складывается впечатление, что это уже целая система научных знаний. Но, по мнению Карлоса, никакой лечебный эффект нельзя рассматривать по отдельности и вывести для него четкую формулу. Невозможно поверить алгеброй гармонию, созданную даром целителя и феноменами природы.

— Взять, например, кору того дерева, что мы тогда забрали в горах. Она лечит сто болезней! Сто! Очевидно, что этого достаточно. Вопрос в том, как ее приготовить. И это приготовление будет разным у каждого целителя. И каждый знает множество способов. Все очень относительно. Современная наука часто не понимает эту нашу иную логику. Говорят так, мол, знахарь утверждает, что это растение лечит диабет. То есть, говоря научными терминами, снижает уровень сахара в крови. Растение несут в лабораторию, но в лаборатории оно, хотя тысячелетиями мы его использовали для лечения этой проблемы, с научной точки зрения не работает. Потому что в нем нет ни одного активного вещества, ни одного элемента, способного снизить уровень сахара. Что же произошло? Почему целитель может лечить им диабет? Это его сила? Это способ приготовления? Вопросы все еще остаются.

Закончив работу, хампири дон Карлос очищает уже себя от посторонней энергии. Если этого не сделать, то он и сам может заболеть. Особенно если пациент, как донья Форта, подсознательно противится лечению.

Хампири из племени индейцев кечуа дону Карлосу Прадо скоро 60, но он не допускает и мысли, что достиг потолка в своем деле.

— Я не думаю, что работа целителя в какой-то момент может закончиться. Для меня, с моей точки зрения, практика прекратится только со смертью. Если будут силы, конечно. Я знаю, что я еще не закончил, поэтому буду продолжать работать — насколько хватит моей силы.

Сил обязательно должно хватить надолго, ведь люди приходят сюда каждый день с надеждой. Завтра дон Карлос непременно добьется того, чтобы жертвенный костер спокойно угас, подарив донье Форте окончательное исцеление. Он будет снова и снова разводить священный огонь ради всех, кто нуждается в помощи, пока не придет время навсегда отдать свою силу детям. И пока солнце сияет над этими вершинами, пока в Боливии живут индейцы кечуа и аймара, здесь не исчезнут люди силы хампири, хранители древних знаний, разговаривающие с духами Анд.

Автор: Анна Овандо

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-37998 от 28 октября 2009г. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт www.moya-planeta.ru.