Сегодня мы расскажем про правила дорожного движения, которым не учат в автошколе.
Они помогут любому водителю в экстренной ситуации.
Контраварийное и защитное вождение — для тех, кто не хочет быть дилетантом за рулем.

 

Александр Коневич
Ведущий программы «Опыты Дилетанта» на канале Наука 2.0

Он поменял больше профессий, чем кто-либо другой, — и, оказалось, ему все по плечу! Он испытывает невесомость, чистит трубы и поднимает в небо воздушный лайнер. На собственном опыте, вместе с телезрителем, ведущий узнает все трудности и радости самых разных ремесел.

К сожалению, это не опыты дилетанта… За рулем профессионал.

Эксперт: Фарид Аиндинов
тренер Центра высшего водительского мастерства

По его методикам уже много лет занимаются сотрудники спецслужб, военные, спортсмены и профессиональные водители.


Автомобили становятся все «умнее» и самостоятельнее. Оснащенные различными системами безопасности, они сами «принимают» решения на дороге и помогают водителям. Но многочисленные тесты, а в большей степени — реальные случаи доказали: противоаварийные «помощники» выручают лишь в случае несерьезной ошибки. В экстремальных условиях они бессильны. И спасти ситуацию (а вместе с ней иногда и жизнь) может только человек за рулем.

А что такое вообще безопасный водитель? Как проверить себя? Вашу безопасность определяют три фактора: наблюдение плюс выводы, которые вы делаете, дистанция и скорость.

Начнем с дистанции. Вспомните, на каком расстоянии вы обычно едете от машины, что впереди? Ну, например, при скорости 60 км/ч? 2 м, 5 м, 7 м или 0,5 м? И наверняка почти все уверены — этого точно хватит, если вдруг придется экстренно затормозить. В течение следующей минуты мы докажем: практически все заблуждаются!

Два автомобиля будут двигаться друг от друга на расстоянии около 5 м. Скорость специально выберем совсем небольшую — 35–40 км/ч. В какой-то момент Фарид резко затормозит — я должен мгновенно среагировать и тоже остановиться. Я знаю, что это произойдет где-то рядом с телекамерами, но не знаю, когда именно — на втором, пятом или 20-м круге.


В первую очередь откажемся от измерения расстояния в метрах! На дороге эта привычная система неэффективна. Проще всего и безопаснее измерять дистанцию в секундах. То есть до впереди идущего автомобиля должно быть несколько секунд. Это универсальный способ, который работает на любой скорости.

Расстояния в 2 секунды, а для надежности — в 3 секунды будет достаточно, чтобы оценить опасность и среагировать — перенести ногу с педали газа на педаль тормоза и успеть остановиться.

Фарид: — Смотри, как этот способ работает: мы отпускаем автомобиль, который впереди. Находим на дороге неподвижный объект — столб, пешеходный переход. И как только задний бампер впереди идущего автомобиля пересекает эту линию, мы начинаем отсчет: 221, 222, 223… Не годится считать «раз, два, три», потому что за это время три секунды не пройдет. И мы считаем, как при прыжках с парашютом.

Именно превышение скорости становится причиной почти половины смертей на дорогах. И самое губительное в этом плане время года — лето, когда нет сдерживающих факторов в виде гололеда и снегопада и есть соблазн дать по газам. По статистике, трагических случаев на дорогах летом в два раза больше, чем зимой.

Обычная дорога с привычными для российских водителей «препятствиями». Добавьте сюда хороший разгон и… готовьтесь к ремонту!

Но в арсенале тренеров по контраварийной подготовке есть способ, который поможет на большой скорости и без последствий для автомобиля преодолеть глубокую яму или открытый канализационный люк. Его суть — в перераспределении веса по осям и колесам автомобиля. Прямо перед лужей машина резко виляет в сторону ямы… и так же резко выравнивается. Колеса со стороны препятствия разгружаются и практически пролетают над «дорожной мини-пропастью». Однако без спецподготовки этот номер у вас не пройдет, так что лучше по привычке сбавляйте скорость — иначе не избежать «ямочного» ремонта.


При таком неудачном маневре колеса и подвеска получают сокрушительный удар. Они дополнительно загружены из-за резкого поворота.

Вот наглядный пример того, что бывает, если ездить неправильно. Какая ошибка была? Попытка была неудачная — уйти от ямы, но на загруженных левых колесах мы в нее и угодили!

Вполне возможно, проезжай мы прямо по яме, не пытаясь объехать, — все обошлось бы без ремонта. Неудачный маневр делает только хуже — дополнительно загруженные колеса не выдерживают подобных резких движений.


Урок эффективного и безопасного обгона

Вроде бы здесь все ясно — ждешь момента, когда на встречной полосе будет достаточно расстояния для маневра, и резко ускоряешься.


Фарид: - Ты близко прижался к машине впереди и ограничил тем самым себе обзор. Ты не мог удостовериться в том, что обгон будет безопасным. Фарид использует совсем другую тактику — держится от передней машины на почтительном расстоянии, наверняка соблюдая правило 3 секунд.

Это расстояние используется, чтобы набрать скорость, чтобы у вас было колоссальное преимущество в скорости при обгоне. Благодаря этому сокращается время нахождения на встречной полосе. Если сравнить два обгона и подсчитать время от начала обгона до исчезновения машины из кадра, получится разница в 2 секунды. В первом случае обгон занял 5 секунд, во втором — 3 секунды. Небольшая вроде бы разница, но на дороге ей не стоит пренебрегать. Иногда все решают даже доли секунды.

Вместе с тренером Фаридом Аиндиновым мы разберем несколько распространенных опасных ситуаций, с которыми можно столкнуться на зимней дороге. Упражнения из курса контраварийной подготовки позволят не только выходить (а в нашем случае — выезжать) из них целыми и невредимыми, но и помогут научиться прогнозировать дорожные неприятности.

Экстренный старт и экстренный разгон

Это упражнение предполагает крайне неприятную дорожную ситуацию. Мы стоим на светофоре, ждем зеленый сигнал. Поднимаем глаза и видим в зеркале «КамАЗ», который явно не собирается останавливаться. Мы понимаем, что надо уезжать как можно быстрее. Нужно стартовать с места и, максимально разогнавшись, преодолеть дистанцию примерно в 20 м. На все-про все должно уйти 9 секунд.

Педаль газа — это не «педаль» скорости, особенно на льду. Если мы срываемся в грубую пробуксовку, адекватного ускорения мы не получим. Нажимаем по привычке глубже и глубже на газ, колеса буксуют, а машина стоит на месте!


Мой результат — 10 с лишним секунд, целую секунду я потерял на старте, и получается, что грузовик меня догнал. А теперь посмотрим, как разгоняться, не тратя драгоценное время.


Секрет успеха — в самообладании. Главное — удержаться от того, чтобы резко нажать педаль газа до упора. И даже после старта газовать лучше аккуратно. Иначе машина начнет буксовать и грузовик, «который явно не собирается останавливаться», все-таки догонит…


Торможение

Мы научились разгоняться, а теперь будем учиться тормозить — причем тормозить экстренно. Построим стену. Поскольку реальные пешеходы и водители отказались участвовать в нашем эксперименте, мы имитируем эту экстремальную ситуацию с помощью коробок.

От препятствия до места, где нужно начать тормозить, всего 11 м. Но и скорость в первом заезде невысокая — чуть больше 30 км/ч. Небольшой разгон, удар по тормозам — и машина останавливается почти в 2 м от картонного препятствия.


Но в реальной ситуации можно лететь 80 км/ч и больше. Как вы думаете, какое нужно расстояние, чтоб затормозить на скорости в два раза большей? Если скорость выросла в два раза, то и тормозной путь тоже? Мы решили проверить: увеличили тормозной створ до 22 м и начали разгон издалека, чтобы успеть набрать необходимую для нашего эксперимента скорость.


Несмотря на точный вроде бы расчет скорости и тормозного пути, получилась условная авария. Судя по тому, как разбросало картонные коробки, скорость во время столкновения все еще была приличной.

Нет линейной зависимости тормозного пути от скорости. Зависимость здесь квадратичная: в два раза увеличили скорость, в четыре раза увеличивается тормозной путь. Значит, начать тормозить надо было более чем за 40 м до препятствия. А если скорость еще выше и на дороге гололед — спрогнозировать тормозной путь практически нереально!

Всегда помните о том, что сохраняется возможность для маневра. В тот момент, когда вы понимаете, что остановиться до препятствия не получится, и если автомобиль оснащен антиблокировочной системой (ABS) — можно маневрировать от препятствия, не прекращая торможения.

ABS предотвращает блокировку колес во время торможения, каким бы экстренным оно ни было. Она не гарантирует сокращения тормозного пути, но позволяет управлять машиной даже после того, как водитель ударил по тормозам.


Мы успешно объезжаем картонную стену на скорости 75 км/ч и 80 км/ч. Но стоит добавить еще 10 км, и ABS уже не спасает от столкновения. Во время первой попытки я не успеваю вернуться в свою полосу — на настоящей дороге я бы просто вылетел в кювет. А во втором заезде я опять сбиваю коробки. Так что не стоит питать иллюзий насчет электронных систем.

Но ведь есть такие ситуации, когда вообще тормозить некогда! Что тогда? Придется маневрировать. Есть особая технология. Показать ее в действии мы решили на ледовой площадке. Для отработки приемов контраварийного вождения это как раз то, что нужно.

Курсы экстремального вождения Курсы экстремального вождения Курсы экстремального вождения

Курсы экстремального вождения: чему учат, сколько стоят, какие выбрать — читайте здесь

«Лосиный тест»

Я не готов рисковать своей жизнью, поэтому, чтобы инсценировать следующую дорожную ситуацию, мне понадобится немного снега и картонная коробка. Представим, что это препятствие, внезапно возникшее на дороге. Например, выбежавший резко на трассу зверь или непонятно откуда взявшийся пешеход, или автомобиль, который выезжает с перекрестка. Водителю (он будет двигаться вон оттуда со скоростью 55–60 км/ч) нужно объехать это препятствие, которое я резко толкну перед его приближением… Поехали!


В среде автомобилистов это упражнение называется «лосиным тестом» из-за выбегающих на трассу животных. Фарид легко справляется с ним даже на таком скользком покрытии. А вот когда приходит моя очередь сесть за руль, начинаются дорожные происшествия.

Страшно представить последствия такого неудачного маневра на реальной зимней дороге. Я вылетел на встречку и столкнулся с условным автомобилем, перед этим ничего не оставив от нашего картонного препятствия. Несколько следующих попыток были более удачными, однако выполнить упражнение на зачет у меня так и не получилось. Причем самым сложным оказался даже не объезд препятствия, а возвращение на свою полосу движения.

В жизни подобное, как правило, заканчивается плачевно. Машина вращается и соскальзывает с дороги либо вылетает на встречную полосу. Причиной всегда является высокая скорость. А если добавить сюда неверную работу с рулевым колесом и педалью газа, то получается стопроцентная потеря управления. Научиться справляться с заносами мне поможет упражнение «Квадрат». На повороте нужно намеренно спровоцировать скольжение задних колес, быстро справиться с ним и успеть выровнять машину перед следующим поворотом, войти в который надо тоже в заносе.

Желание убрать ногу с педали газа во время заноса — традиционная ошибка. Отпустил рефлекторно педаль газа из-за страха, и машина уходит на вращение. Опасно, страшно, хочется педаль газа, естественно, отпустить, а на самом деле ее в этом случае нужно нажать.

Дорога смерти Дорога смерти Дорога смерти

Самой опасной считается Дорога смерти (Юнгас), которая соединяет Ла-Пас и Коройко (Боливия). На дороге стоят знаки, указывающие, где машины срывались в пропасть. На этой дороге происходит 200–300 аварий со смертельным исходом в год.

Самая пустынная, самая извилистая, самая старая и другие самые-самые дороги — здесь


Наши рекомендации по борьбе с заносом справедливы для переднеприводного автомобиля. На заднеприводном нужно, наоборот, в большинстве случаев отпустить газ, а на полноприводном нажать, но умеренно, так, чтобы колеса не забуксовали.

Еще один секрет победы над заносом — правильное руление. Реагируя на скольжение задних колес, нельзя долго держать руль повернутым, иначе неизбежен занос в противоположную сторону!

Даже то немногое, чему удалось научиться во время съемок программы, изменило мой стиль вождения. Я лично убедился, что все эти правила работают и помогают сделать шаг на пути превращения из автолюбителя в водителя. Превращение необходимо, ведь дорога не прощает дилетантов.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-37998 от 28 октября 2009г. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт www.moya-planeta.ru.